Новый закон «О статусе наукограда»

21 июля 2016г.

Наукограды становятся серьезными игроками в национальной системе стратегического планирования. С нового года вступает в силу федеральный закон «О статусе наукограда», обязывающий муниципалитеты этих городов разрабатывать долгосрочные стратегии социально-экономического развития. Как на практике реализовывать его требования, обсудили 5 июля на конференции в НИУ ВШЭ мэры наукоградов, представители Минобрнауки России и эксперты Высшей школы экономики.

Новые контуры устройства «интеллектуальных территорий»

С 1 января 2017 года вступает в действие Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Документ станет очередной вехой в череде законодательных инициатив, уходящих корнями в начало 1990-х годов, когда и возник термин «наукоград».

В президиуме: Михаил Кузнецов, Леонид Гохберг и Сергей Матвеев

В обновленном документе переосмыслены понятие и миссия наукоградов, в их отношении определен ряд критериев, согласно которым они должны регулярно подтверждать свой «особый» статус. Среди этих требований, например, такие: не менее 20% численности всех работоспособных жителей должны трудиться в организациях научно-производственного комплекса (НПК); из них не менее 20% научных работников должны относиться к профессорско-преподавательскому составу; не менее 50% общего объема всех товаров и услуг в городе должны производить организации НПК.

При новой постановке количественную, статистически измеримую, сторону жизни наукоградов — муниципальных образований с высокой концентрацией научно-технологического и производственного потенциала — должна поддержать сторона качественная: их экономический рост будет заметно сильнее зависеть от эффективного функционирования НПК, привлечения инвестиций и других ресурсов, умения запускать и удерживать наукоемкие проекты. Прежде наукограды в своем развитии больше опирались на бюджетные субсидии и были, по сути, дотационными.

Задачи нового этапа сложно решить без выделения четких долгосрочных приоритетов, определения опорных проектов, и для этого принятый закон предписывает наукоградам разработать стратегии социально-экономического развития, а также согласовать, утвердить и отслеживать ход их реализации. Прежде муниципальным образованиям не требовалось иметь свою стратегию развития.

Между тем, система документов стратегического планирования федерального уровня — «надстратегий», по терминологии директора некоммерческого партнерства «Союз наукоградов России» Михаила Кузнецова, причем еще не вполне сложившаяся, задает довольно сложный фон разработчикам других стратегий. В последние годы были приняты Закон о стратегическом планировании, Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, спикер вспомнил и «Доклад ЮНЕСКО о науке: на пути к 2030 году». Инструменты развития территорий с высокой концентрацией научно-технологического и производственного потенциала оговариваются в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, в программах развития инновационных территориальных и промышленных кластеров. Эти вопросы обсуждаются и в рамках формирования Стратегии научно-технологического развития РФ на период до 2030 года: одна из ее экспертных групп так и называется «Территориальная организация исследований, разработок, производств». Некоторые выводы этой группы представил Павел Рудник, директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Отражая ориентиры развития, сами «надстратегии» тоже постоянно развиваются, заметил модератор конференции первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. Наукограды должны занимать активную позицию, способствуя формированию благоприятного предпринимательского климата и привлекательной среды для населения. Важна четкая система приоритетов — «умная специализация», позволяющая реализовать конкурентные преимущества соответствующих территорий. Необходимо научиться пользоваться и всеми доступными инструментами стимулирования инноваций. Например, меры поддержки инновационных территориальных и промышленных кластеров, технопарков, малого и среднего бизнеса вполне могут применить к себе и наукограды.