В Союз развития наукоградов уже много месяцев обращаются научные сотрудники, депутаты и просто жители наукоградов Протвино и Пущино. Они обеспокоены действиями властей, намеревающихся и делающих уже конкретные шаги по вопросу создания единого городского округа в Южном Подмосковье. Среди наиболее часто задаваемых вопросов, как правили сопровождающихся эмоциональными возмущениями намерениями областных властей, вопросы о законности такого «преобразования», лишающего статуса наукограда Российской Федерации, присвоенного им – в соответствии с федеральным законом – Правительством Российской Федерации.

В Союз развития наукоградов уже много месяцев обращаются научные сотрудники, депутаты и просто жители наукоградов Протвино и Пущино. Они обеспокоены действиями властей, намеревающихся и делающих уже конкретные шаги по вопросу создания единого городского округа в Южном Подмосковье. Этот городской округ, называемый чаще всего «Большим Серпуховом», хотят образовать, объединяя наукограды Российской Федерации городские округа Протвино и Пущино с городским округом Серпухов. Причем сам городской округ Серпухов совсем недавно был «образован» аналогичным образом – путем объединения города Серпухова (в то время отдельного городского округа) с Серпуховским районом (тоже отдельным муниципальным образованием). При таком «преобразовании» Пущино и Протвино (и Серпухов) перестают быть городскими округами, а становятся лишь поселениями – городами внутри вновь образованного городского округа.

Среди наиболее часто задаваемых вопросов, как правили сопровождающихся эмоциональными возмущениями намерениями областных властей, вопросы о законности такого «преобразования», лишающего статуса наукограда Российской Федерации, присвоенного им – в соответствии с федеральным законом – Правительством Российской Федерации.

Один из официальных запросов – депутата Пущинского городского Совета депутатов И.И. Селезневой – был о «правомерности принятия решений о реорганизации городских округов Пущино и Протвино в формате их слияния с городским округом Серпухов».

Ниже приведены оценки правомочности такой «реорганизации», подготовленные директором Союза развития наукоградов академиком РАЕН Михаилом Кузнецовым.

1. Правовое положение муниципальных образований Пущино и Протвино как городских округов регламентируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако, в настоящее время, после присвоения им Правительством Российской Федерации статуса наукограда Российской Федерации (Пущино с 27.06.2006, Протвино с 18.08.2008) и последующего сохранения этого статуса, правоустанавливающим для городских округов Пущино и Протвино является также и Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ
«О статусе наукограда Российской Федерации». Он регламентирует для них особый режим местного самоуправления, отличный от других городских округов (Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает это пунктом 2 статьи 81. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах: «2. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом»).

В соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» Пущино и Протвино, которым присвоен статус наукограда Российской Федерации, обязаны иметь стратегию социально-экономического развития муниципального образования, согласованную «с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности» и план мероприятий по ее реализации. Причем, стратегия социально-экономического развития муниципального образования со статусом наукограда Российской Федерации в соответствии с п.3 статьи 1 Федерального закона № 70-ФЗ должна включать в себя раздел, содержащий «способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования». А план мероприятий по ее реализации должен включать в себя мероприятия, способствующие «развитию научно-производственного комплекса наукограда, в том числе малых и средних предприятий» (пп. 1), п.4 статьи 1 Федерального закона № 70-ФЗ).

Все остальные муниципальные образования иметь такую стратегию могут, но не обязаны – в соответствии с п.2 статьи 39 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: «2. По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования». От них не требуется включать в стратегию развития раздел, содержащий «способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов…», и они не обязаны согласовывать – в отличие от наукоградов Российской Федерации – свою стратегию социально-экономического развития на федеральном уровне.

Кроме того, для муниципальных образований, имеющих статус наукоград Российской Федерации, статьей 8.1. Федерального закона 70-ФЗ предусмотрены (установлены) дополнительные «права органов местного самоуправления при реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования»,

Таким образом, муниципальные образования, которым присвоен статус наукограда Российской Федерации, являются особым типом муниципальных образований

2. Намерение местных и региональных властей в рамках так называемой «административной реформы» осуществить преобразование муниципальных округов Пущино, Протвино и Серпухова путем их объединения при его реализации влечет утрату каждым из них статуса муниципального образования (часть 3_3 статьи 13. Преобразование муниципальных образований федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). То есть это влечет для Пущино и Протвино и утрату статуса наукограда Российской Федерации, который им был присвоен и сохранен до 2032 и 2034 года соответственно, не решением местных и региональных властей, а на федеральном уровне Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 70-ФЗ.

Между тем, частью 4 статьи 3. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда, сохранение и прекращение такого статуса установлено, что «досрочное прекращение статуса наукограда осуществляется Правительством Российской Федерации». При этом оно может быть рассмотрено «по мотивированному ходатайству уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или представительного органа муниципального образования, имеющего статус наукограда». Причем также определены условия, при которых статус может быть прекращен: «Статус наукограда может быть досрочно прекращен, если при проведении мониторинга, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в течение трех последовательных календарных лет выявлено несоответствие показателей научно-производственного комплекса наукограда требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, при этом результаты, определенные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, не достигнуты». Ежегодный мониторинг развития наукоградов Российской Федерации, проводимый Минобрнауки за все время «пребывания» Пущино и Протвино в статусе наукограда Российской Федерации каждый год подтверждал и «показатели» и «достижение» соответствующих результатов.

Кроме того, со времени сохранения статуса наукограда Протвино не прошло еще 5 лет, а эта же статья 3 закона № 70-ФЗ прямо указывает на недопустимость прекращения статуса наукограда в таком случае.

Других оснований прекращения статуса наукограда Российской Федерации, в том числе «проведение административной реформы», в действующем законодательстве не предусмотрено.

Строго говоря, даже оснований для ходатайства перед Правительством Российской Федерации о прекращении статуса наукограда Российской Федерации Протвино и Пущино, если находиться в правовых рамках, не имеется.

Полный текст официального ответа депутату И.И. Селезневой можно посмотреть по ссылке…