Прислушаются ли депутаты Государственной Думы России к научному сообществу, критикующим Законопроект № 646142-8?

Как известно, в Госдуме находится на рассмотрении Законопроект № 646142-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статьи 3 и 9 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации».

Он предусматривает «автоматическое» – «в порядке правопреемства» – придание статуса наукограда РФ городскому округу, создающемуся решением органов власти субъекта Федерации вместо имеющего статус наукограда РФ городского округа и не имеющего статуса наукограда РФ городского округа путем их объединения (без решения Правительства РФ и оценки критериев, предусмотренных законом).

Мы излагали подробные замечания и аргументы против его принятия в дискуссиях с рядом депутатов Госдумы, в том числе с некоторыми авторами законопроекта и на заседании Комитета-соисполнителя Госдумы (Комитет по региональной политике и местному самоуправлению).

Наши позиции и позиции профобъединения РКК-Наука по этим вопросам поддержал Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН в обращении к Председателю Государственной Думы В.В. Володину.

Тем не менее, законопроект был принят в первом чтении несмотря на то, что двумя авторами были отозваны подписи под законопроектом, не были учтены поступившие замечания от Правительства РФ, Комитета-соисполнителя и др.

Союз развития наукоградов продолжил работу с субъектами законодательной инициативы, чтобы внести поправки к законопроекту перед вторым чтением. 11 декабря 2024 г. наши позиции по этому законопроекту директор Союза М.И. Кузнецов изложил на Круглом столе «Об актуальных вопросах совершенствования законодательства в сфере научной и научно-технической деятельности» в Совете Федерации (организован Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре) и призвал сенаторов, участвующих в круглом столе внести соответствующие поправки.

14 января завершено принятие поправок ко второму чтению «объединительного» законопроекта.

В настоящее время внесены три поправки от двух депутатов Госдумы и двух сенаторов – членов Совета Федерации (одна из них внесена совместно депутатом и сенатором). Тексты поправок: поправка 1, поправка 2, поправка 3.

Суть поправок состоит в том, что преобразование (в том числе путем объединения) муниципальных образований, имеющих статус наукограда, может осуществляться только по инициативе федеральных органов государственной власти (в одной из поправок – «с согласия Правительства Российской Федерации и при наличии положительного заключения Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук»).

Вот кратко наши основные комментарии-аргументы к поправкам.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации вопросы федеральной политики, разработки и реализации федеральных программ в области научно-технологического развития Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Пунктом в.1 части1 статьи 114 Конституции Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала. Наукограды Российской Федерации являются значимой частью научного потенциала Российской Федерации, играют важную роль в решении задач обеспечения научно-технологического суверенитета страны. Поэтому решение вопросов преобразования наукоградов без участия Правительства Российской Федерации представляется некорректным.

Кроме того, при сложившейся системе финансирования наукоградов за счет средств Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации принятое по решению субъекта Российской Федерации без участия Правительства Российской Федерации решение об укрупнении наукограда при его объединении с другим муниципальным образованием повлечет сокращение финансирования наукоградов в других субъектах Российской Федерации. Такая ситуация противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.